воскресенье, 21 апреля 2024 г.

 

Консультация для родителей.

 

Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста»

 

Ни для кого не секрет, что с самого рождения ребенок начинает развиваться и познавать окружающий мир. Развивающая предметно-пространственная среда является важным фактором развития детей раннего возраста. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир. В группе детей раннего возраста создание предметно-развивающей (игровой) среды является необходимым условием для полноценного развития ребенка, в этот период активно развивается предметная деятельностьВозрастные особенности раннего возраста (ситуативность, интерес к предметам, повышенная двигательная активность и т. д.) диктует особые требования к организации предметной среды, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребенка.

Среда для маленького ребенка является носителем информации. Действия ребенка с отдельными предметами, дидактическими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать свойства и отношения предметов и вещей. От того какая среда, окружает ребенка, во многом зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Поэтому очень важно чтобы среда соответствовала возрасту и была развивающейРазвивающая среда создает благоприятные условия для обучения и развития ребенка в процессе его самостоятельной деятельности.

Давайте рассмотрим, какие требования к развивающей предметно-пространственной среде предъявляются сегодня в контексте ФГОС:

1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей раннего возраста) и взрослых;

- двигательную активность детей;

- возможность для уединения;

- реализацию различных образовательных программ;

- в случае организации инклюзивного образования- необходимые для него условия;

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- учет возрастных особенностей детей.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :

- содержательно-насыщенной;

- трансформируемой;

- полифункциональной;

- вариативной;

- доступной;

- безопасной.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть построена с учетом следующих принципов:

- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

- Принцип активности, самостоятельности, творчества.

- Принцип стабильности — динамичности развивающей среды.

- Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

- Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

- Принцип открытости — закрытости.

- Принцип учета половых и возрастных различий детей.

5. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности:

В раннем возрасте (1 год-3 года)

предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

- экспериментирование с материалами и веществами;

- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживания и действия с бытовыми предметами-орудиями;

- восприятия смысла музыки, сказок, стихов;

- рассматривание картинок;

- двигательная активность.

Какие же функции имеет предметно-развивающая среда в группе раннего возраста :

• познавательная – вводит ребенка в мир знакомых предметов и малознакомых предметов, звуков, явлений, действий и отношений;

• оздоровительная – обуславливает развитие двигательной активности малыша, соответствует оздоровлению.

Удачное решение, позволяющее использовать ограниченное помещение детского сада наилучшим образом представлено уже в приведенном выше принципом комплексирования и гибкого зонирования. Зонирование необходимо четко продумать, и создавать таким образом, что бы материалы, стимулирующие формирование познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами — расстановкой мебели и оборудования.

• Центр (пространство) двигательной активности;

• Игровой центр (пространство) «Жилая комната»;

• Центр (пространство) игровых двигательных модулей;

• Центр изобразительной деятельности;

• Центр музыкально-театрализованной деятельности;

• Центр ряженья и «Парикмахерская»;

• Центр книги ;

• Дидактический стол;

• Центр (пространство) сенсорного развития

• Центр Уединения;

• Центр сюжетно-ролевых игр;

• Центр воды и песка (экспериментирования) ;

• Центр Природы

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий