воскресенье, 18 февраля 2024 г.

 

Консультация для родителей.

 

«Формирование интереса к книге у детей раннего возраста посредством

поэзии А.Л. Барто»

 


• Агния Львовна родилась в Москве в 1906 году в семье врача-ветеринара.

Именно отец привил дочери любовь к литературе. В детстве она мечтала

стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и

решила сменить профессию.

• Когда Агния Барто принесла в издательство свои первые стихи, ей было

19 лет. Это было в 1925 г. Стихи получили самую высокую оценку редактора

и их выпустили отдельной книжкой.

• Цикл стихотворений «Игрушки» появился в 1936 году. В годы Великой

Отечественной Войны Агния Барто ездила на фронт – выступала перед

бойцами, писала для газет. Конец войны связан с горем в семье Агнии Барто

– в мае 1954 года погиб ее сын.

• Но Агния Барто не перестала писать стихи для детей и о детях Она

многосделала для чужих детей, стала вести на радио пердачу»Найти

человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том,

что они помнят. За 9 лет эта программа соединила 927 семей.

Барто верила в человечность детей, в их доброту и душевную чуткость.

«Особый дар говорить с детьми».

Основной принцип поэтессы А. Л. Барто - нравственное воспитание детей

с помощью стихов, они легко запоминаются и легко читаются, а по

интонации очень близки к детской речи, легко и весело выговариваются.

Стихотворения Агнии Львовны Барто - это классика для детей, которая

заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти,

как беречь все живое, окружающее, как относиться к младшим и старшим.

Дети любят эти стихи за то, что перед ними, как в волшебном зеркале,

отражены их детские годы, они сами, их восприятие мира, их переживания,

чувства и мысли. В жизни ребенка, этого маленького человека, всегда

сохраняется и то, что присуще всякому детству, те стадии роста, которые

проходит любой ребенок: первые шаги, первое свидание с природой, первая

реакция на ласку, боль, обиду, первые радости и огорчения, первые усилия и

первые успехи. Это то, что закреплено самой природой, что повторяется из

века в век. Но, оставаясь в чем-то неизменным, мир вокруг нас меняется

неудержимо, изменяется и восприятие его новым маленьким человеком,

запас его впечатлений, меняется и отношение к нему в человеческом

обществе, в народе, в стране.

Современный ребенок живет и растет уже не в том мире, в каком росли

его деды и даже отцы. Вернее, и в том и не в том. И вот это сочетание

прошлого и настоящего, извечного и сегодняшнего - задача подлинной

поэзии для детей, то, что делает стихи неустаревающими, всегда живыми и

нужными людям. Этот счастливый дар - постоянства и изменчивости -

читатель, и взрослый, и ребенок, находит у А. Л. Барто.

Зачем нужно учить стихи

Во-первых, с первых дней жизни малыш начинает познавать мир, в

основном, это происходит визуально-тактильным путем. Стихи, потешки,

наоборот, развивают мыслительную деятельность, в результате чего

расширяется кругозор и потребности маленького человечка, происходит

накопление и обогащение словарного запаса. Кроме того, ребенок слышит

правильно построенные предложения, что способствует развитию

правильной и хорошей речи.

Во-вторых, заучивание стихов развивает и тренирует память. Именно

память человека помогает запоминать, накапливать и сохранять

информацию, использовать свой и чужой опыт в дальнейшей жизни.

Развитие интеллекта напрямую связано с развитием памяти.

В-третьих, знание стихов формирует культурный уровень ребенка,

приучает любить поэзию, развивает творческие способности, делает вашего

малыша эмоционально богатым человеком.

Как учить с ребенком стихи

• Эмоционально и с выражением, иначе оно потеряет всякий смысл для

ребенка.

• Важный момент: в раннем возрасте разученное произведение

обязательно должно быть для кого-то подарком. Посвятите его маме,

бабушке, тете или же Деду Морозу.

• Прежде чем начать занятие, прочитайте сами текст с выражением, а

лучше выучите наизусть. Затем обязательно найдите в тексте непонятные для

ребенка места или незнакомые слова и объясните их значение. После этого

еще раз нужно прочитать стихотворение — медленно и со смысловыми

акцентами. После второго прочтения расскажите малышу о том, кто и когда

написал это замечательное произведение, покажите иллюстрации в книге. И

пока чадо будет их разглядывать, прочитайте текст еще раз.

• Способ "накопления" или "присоединения" - когда стихотворение

заучивается и запоминается маленькими порциями. Например, к выученным

вчера двум строчкам присоединяем выученные сегодня две строки, и уже

повторяем 4 строчки стихотворения. Завтра присоединяем еще две и уже

повторяем 6 строчек и так до тех пор, пока не выучим все стихотворение.

При таком способе начинать учить стих нужно заранее, чтобы информация

отложилась в памяти к моменту выступления. А повторять можно где угодно

и когда угодно - когда одеваете малыша, чтобы отвлечь его от этого

нелюбимого занятия, по дороге в детский сад, убирая игрушки или купая

ребенка в ванной.

• Учить стихотворение можно в любое удобное для вас время, но как

заметили ученые, что информация, усвоенная перед сном, запоминается

гораздо лучше. Поэтому, укладывая малыша спать, в спокойной обстановке

вспомните как прошел день и повторите выученные строки. Такой подход

приучает ребенка легче воспринимать поэзию: у него постепенно

формируется художественный образ стихотворения.

Как заинтересовать ребенка

Естественно, если вы скажете: "А сейчас мы будем учить стихотворение и

тренировать твою память", то ребенок не будет гореть энтузиазмом

выполнять данное задание.

Вспомним, что любое обучение дошкольника проходит чаще всего в

игровой, непринужденной форме, значит, и заучивание стихотворения нужно

представить в виде игры. Главное, чтобы в ней были продуманы все

обучающие моменты и последовательность.

Например, вы говорите "Ко мне в руки попало письмо с просьбой спасти

принцессу. Но для того, чтобы спасти принцессу, заточенную в башне Кощея

Бессмертного, нужно отыскать ключ/пароль к основным воротам. Сделать

это непросто, так как части этого пароля спрятаны в разных местах. ". И

начинаете поиск по всей детской комнате или квартире записок со строчками

стихотворения пароля, выполняя небольшие задания (сложить пазлы,

нарисовать рисунок, исполнить танец, ровно выстроить ботинки в прихожей

и т. д, пока не выучите все четверостишие.

Кроме спасения принцессы это может быть поиск клада/сюрприза

(возможно сладкого, прохождение лабиринта, бюро находок, супергерой

спешит на помощь и многое другое, все зависит от вашей и ребенка

фантазии.

Развивайте творческое начало

Чтобы стихотворение лучше запомнилось, предложите малышу перевести

его в образы, то есть нарисовать стихотворение построчно так, как он его

представляет. Для многих детей важна визуализация, так как воспоминание

напрямую связано с образом, которое возникает у ребенка в тот или иной

момент. Картинки или рисунки помогают малышу понять смысл выученного

стихотворения, вспомнить сюжет и слова в нужной последовательности, а

также развивают воображение. Вспомогательными приемами запоминания

могут служить различные детские наглядные пособия или дидактические

игры. Дети любят находиться в центре внимания, поэтому ко дню рождения

папы или бабушки, или любого другого члена семьи, предложите малышу

устроить концерт, где обязательно сольным номером будет чтение наизусть

стихотворения. Если нужно, придумайте декорации и специальный костюм,

которые помогут раскрыть образ стихотворения, не ограничивайте фантазию

ребенка, пусть это будет дополнительной мотивацией для того, чтобы

выучить стих.

Поиграйте с детьми в игру:

«Давай продолжим»:

«Зайку бросила хозяйка…»

«Наша Таня громко плачет…»

«Нет, напрасно мы решили прокатить кота…»

«Идет бычок…»

«Я люблю свою лошадку…»

«Матросская шапка, веревка в руке…»

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий