Консультация
для родителей.
Развивающая
предметно-пространственная среда в группе раннего возраста»
Ни для кого не секрет, что с самого
рождения ребенок начинает развиваться и
познавать окружающий мир. Развивающая
предметно-пространственная среда является важным фактором развития детей раннего возраста. Чтобы ребенок развивался
полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали яркий,
насыщенный впечатлениями мир. В группе
детей раннего возраста создание предметно-развивающей (игровой) среды является
необходимым условием для полноценного развития
ребенка, в этот период активно развивается
предметная деятельность. Возрастные
особенности раннего возраста (ситуативность, интерес к предметам, повышенная
двигательная активность и т. д.) диктует особые требования к организации предметной среды, которая может
способствовать, а может и препятствовать развитию
ребенка.
Среда для маленького
ребенка является носителем информации. Действия ребенка с отдельными предметами, дидактическими
пособиями, играми и игрушками помогают ему познать свойства и отношения предметов и вещей. От того
какая среда, окружает ребенка, во
многом зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Поэтому очень важно
чтобы среда соответствовала возрасту и была
развивающей. Развивающая среда создает
благоприятные условия для обучения и развития ребенка
в процессе его самостоятельной деятельности.
Давайте рассмотрим, какие требования
к развивающей предметно-пространственной
среде предъявляются сегодня в контексте ФГОС:
1. Развивающая
предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
- возможность общения и совместной
деятельности детей (в том числе детей раннего возраста) и
взрослых;
- двигательную
активность детей;
- возможность для
уединения;
- реализацию различных
образовательных программ;
- в случае организации
инклюзивного образования- необходимые для него условия;
- учет
национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
- учет возрастных
особенностей детей.
2. Развивающая
предметно-пространственная среда должна быть :
-
содержательно-насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной.
3. Развивающая
предметно-пространственная среда должна отражать содержание
образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
4. Развивающая
предметно-пространственная среда должна быть построена с учетом
следующих принципов:
- Принцип дистанции,
позиции при взаимодействии.
- Принцип активности,
самостоятельности, творчества.
- Принцип стабильности —
динамичности развивающей среды.
- Принцип
комплексирования и гибкого зонирования.
- Принцип
индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и
взрослого.
- Принцип сочетания привычных и
неординарных элементов в эстетической организации среды.
- Принцип открытости —
закрытости.
- Принцип учета половых и возрастных различий детей.
5. Развивающая
предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные
виды детской деятельности:
В раннем
возрасте (1 год-3 года)
- предметная деятельность
и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование
с материалами и веществами;
- общение с взрослым и
совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживания и действия с
бытовыми предметами-орудиями;
- восприятия смысла
музыки, сказок, стихов;
- рассматривание
картинок;
- двигательная
активность.
Какие же функции имеет предметно-развивающая среда в группе
раннего возраста :
• познавательная – вводит ребенка в мир
знакомых предметов и малознакомых предметов,
звуков, явлений, действий и отношений;
• оздоровительная – обуславливает развитие двигательной
активности малыша, соответствует оздоровлению.
Удачное решение, позволяющее
использовать ограниченное помещение детского сада наилучшим образом представлено уже в
приведенном выше принципом комплексирования и гибкого зонирования. Зонирование
необходимо четко продумать, и создавать таким образом, что бы материалы,
стимулирующие формирование познавательных способностей, располагались в разных
функциональных пространствах. Зонирование пространства осуществляется
мобильными средствами — расстановкой
мебели и оборудования.
• Центр (пространство) двигательной
активности;
• Игровой центр (пространство) «Жилая комната»;
• Центр (пространство) игровых
двигательных модулей;
• Центр
изобразительной деятельности;
• Центр
музыкально-театрализованной деятельности;
• Центр ряженья и «Парикмахерская»;
• Центр книги ;
• Дидактический стол;
• Центр (пространство) сенсорного развития
• Центр Уединения;
• Центр
сюжетно-ролевых игр;
• Центр воды и песка (экспериментирования) ;
• Центр Природы
Комментариев нет:
Отправить комментарий