Консультация для
родителей.
«Формирование интереса
к книге у детей раннего возраста посредством
поэзии А.Л. Барто»
• Агния Львовна родилась в Москве в 1906 году в семье врача-ветеринара.
Именно отец привил дочери любовь к литературе. В детстве она мечтала
стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и
решила сменить профессию.
• Когда Агния Барто принесла в издательство свои первые стихи, ей было
19 лет. Это было в 1925 г. Стихи получили самую высокую оценку редактора
и их выпустили отдельной книжкой.
• Цикл стихотворений «Игрушки» появился в 1936 году. В годы Великой
Отечественной Войны Агния Барто ездила на фронт – выступала перед
бойцами, писала для газет. Конец войны связан с горем в семье Агнии Барто
– в мае 1954 года погиб ее сын.
• Но Агния Барто не перестала писать стихи для детей и о детях Она
многосделала для чужих детей, стала вести на радио пердачу»Найти
человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том,
что они помнят. За 9 лет эта программа соединила 927 семей.
Барто верила в человечность детей, в их доброту и душевную чуткость.
«Особый дар говорить с детьми».
Основной принцип поэтессы А. Л. Барто - нравственное воспитание детей
с помощью стихов, они легко запоминаются и легко читаются, а по
интонации очень близки к детской речи, легко и весело выговариваются.
Стихотворения Агнии Львовны Барто - это классика для детей, которая
заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти,
как беречь все живое, окружающее, как относиться к младшим и старшим.
Дети любят эти стихи за то, что перед ними, как в волшебном зеркале,
отражены их детские годы, они сами, их восприятие мира, их переживания,
чувства и мысли. В жизни ребенка, этого маленького человека, всегда
сохраняется и то, что присуще всякому детству, те стадии роста, которые
проходит любой ребенок: первые шаги, первое свидание с природой, первая
реакция на ласку, боль, обиду, первые радости и огорчения, первые усилия и
первые успехи. Это то, что закреплено самой природой, что повторяется из
века в век. Но, оставаясь в чем-то неизменным, мир вокруг нас меняется
неудержимо, изменяется и восприятие его новым маленьким человеком,
запас его впечатлений, меняется и отношение к нему в человеческом
обществе, в народе, в стране.
Современный ребенок живет и растет уже не в том мире, в каком росли
его деды и даже отцы. Вернее, и в том и не в том. И вот это сочетание
прошлого и настоящего, извечного и сегодняшнего - задача подлинной
поэзии для детей, то, что делает стихи неустаревающими, всегда живыми и
нужными людям. Этот счастливый дар - постоянства и изменчивости -
читатель, и взрослый, и ребенок, находит у А. Л. Барто.
Зачем нужно учить стихи
Во-первых, с первых дней жизни малыш начинает познавать мир, в
основном, это происходит визуально-тактильным путем. Стихи, потешки,
наоборот, развивают мыслительную деятельность, в результате чего
расширяется кругозор и потребности маленького человечка, происходит
накопление и обогащение словарного запаса. Кроме того, ребенок слышит
правильно построенные предложения, что способствует развитию
правильной и хорошей речи.
Во-вторых, заучивание стихов развивает и тренирует память. Именно
память человека помогает запоминать, накапливать и сохранять
информацию, использовать свой и чужой опыт в дальнейшей жизни.
Развитие интеллекта напрямую связано с развитием памяти.
В-третьих, знание стихов формирует культурный уровень ребенка,
приучает любить поэзию, развивает творческие способности, делает вашего
малыша эмоционально богатым человеком.
Как учить с ребенком стихи
• Эмоционально и с выражением, иначе оно потеряет всякий смысл для
ребенка.
• Важный момент: в раннем возрасте разученное произведение
обязательно должно быть для кого-то подарком. Посвятите его маме,
бабушке, тете или же Деду Морозу.
• Прежде чем начать занятие, прочитайте сами текст с выражением, а
лучше выучите наизусть. Затем обязательно найдите в тексте непонятные для
ребенка места или незнакомые слова и объясните их значение. После этого
еще раз нужно прочитать стихотворение — медленно и со смысловыми
акцентами. После второго прочтения расскажите малышу о том, кто и когда
написал это замечательное произведение, покажите иллюстрации в книге. И
пока чадо будет их разглядывать, прочитайте текст еще раз.
• Способ "накопления" или "присоединения" - когда
стихотворение
заучивается и запоминается маленькими порциями. Например, к выученным
вчера двум строчкам присоединяем выученные сегодня две строки, и уже
повторяем 4 строчки стихотворения. Завтра присоединяем еще две и уже
повторяем 6 строчек и так до тех пор, пока не выучим все стихотворение.
При таком способе начинать учить стих нужно заранее, чтобы информация
отложилась в памяти к моменту выступления. А повторять можно где угодно
и когда угодно - когда одеваете малыша, чтобы отвлечь его от этого
нелюбимого занятия, по дороге в детский сад, убирая игрушки или купая
ребенка в ванной.
• Учить стихотворение можно в любое удобное для вас время, но как
заметили ученые, что информация, усвоенная перед сном, запоминается
гораздо лучше. Поэтому, укладывая малыша спать, в спокойной обстановке
вспомните как прошел день и повторите выученные строки. Такой подход
приучает ребенка легче воспринимать поэзию: у него постепенно
формируется художественный образ стихотворения.
Как заинтересовать ребенка
Естественно, если вы скажете: "А сейчас мы будем учить стихотворение и
тренировать твою память", то ребенок не будет гореть энтузиазмом
выполнять данное задание.
Вспомним, что любое обучение дошкольника проходит чаще всего в
игровой, непринужденной форме, значит, и заучивание стихотворения нужно
представить в виде игры. Главное, чтобы в ней были продуманы все
обучающие моменты и последовательность.
Например, вы говорите "Ко мне в руки попало письмо с просьбой спасти
принцессу. Но для того, чтобы спасти принцессу, заточенную в башне Кощея
Бессмертного, нужно отыскать ключ/пароль к основным воротам. Сделать
это непросто, так как части этого пароля спрятаны в разных местах. ".
И
начинаете поиск по всей детской комнате или квартире записок со строчками
стихотворения пароля, выполняя небольшие задания (сложить пазлы,
нарисовать рисунок, исполнить танец, ровно выстроить ботинки в прихожей
и т. д, пока не выучите все четверостишие.
Кроме спасения принцессы это может быть поиск клада/сюрприза
(возможно сладкого, прохождение лабиринта, бюро находок, супергерой
спешит на помощь и многое другое, все зависит от вашей и ребенка
фантазии.
Развивайте творческое начало
Чтобы стихотворение лучше запомнилось, предложите малышу перевести
его в образы, то есть нарисовать стихотворение построчно так, как он его
представляет. Для многих детей важна визуализация, так как воспоминание
напрямую связано с образом, которое возникает у ребенка в тот или иной
момент. Картинки или рисунки помогают малышу понять смысл выученного
стихотворения, вспомнить сюжет и слова в нужной последовательности, а
также развивают воображение. Вспомогательными приемами запоминания
могут служить различные детские наглядные пособия или дидактические
игры. Дети любят находиться в центре внимания, поэтому ко дню рождения
папы или бабушки, или любого другого члена семьи, предложите малышу
устроить концерт, где обязательно сольным номером будет чтение наизусть
стихотворения. Если нужно, придумайте декорации и специальный костюм,
которые помогут раскрыть образ стихотворения, не ограничивайте фантазию
ребенка, пусть это будет дополнительной мотивацией для того, чтобы
выучить стих.
Поиграйте с детьми в игру:
«Давай продолжим»:
«Зайку бросила хозяйка…»
«Наша Таня громко плачет…»
«Нет, напрасно мы решили прокатить кота…»
«Идет бычок…»
«Я люблю свою лошадку…»
«Матросская шапка, веревка в руке…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий